Памяти Л. А. Колесникова
«Цветоводство» №6 1973 год.
В мае в павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР состоялась встреча цветоводов столицы, посвященная памяти известного сиреневода, лауреата Государственной премии Л. А. Колесникова в связи с 80-летием со дня его рождения. Открывая встречу, глав-ный редактор журнала «Цветоводство» Н. П. Николаенко отметила большое значение работ выдающегося селекционера, растущую популярность его сортов не только в нашей стране, но и за рубежом. Л. А. Колесников мечтал о том, чтобы сирень всюду украшала сады и улицы, радовала каждого, кто любит и ценит природу. Не жалея сил, он отдавал все свободное время любимому и полезному людям делу. По профессии он был механиком (работал на автобазе), а по призванию — вдумчивым исследователем, новатором.
Мы в большом долгу перед его памятью из-за того, что у нас совсем мало размножают и распространяют его сорта, несмотря на огромную потребность в них.
О жизни и творческой работе Л. А. Колесникова рассказал А. Н. Громов.
После 15-летней кропотливой работы Леонид Алексеевич пришел к выводу, что для опыления лучше использовать сортовые сирени, произрастающие на своих корнях, размноженные черенками, отводками, или же окулянты, укоренившиеся на второй год выше места прививки.
В качестве родительских растений брал такие сорта, как Конго, Альфонс Лаваль, Екатерина Херлинг, Луи Пастер, Реомюр, Монж, Бюффон, Воспоминание о Людвиге Шлете, Декез (все с однорядными цветками), а также Пуанкаре, Берье, Мадам Лемуан, Бель де Нанси, Михель Бюхнер, Эмиль Лемуан, Жюль Симон (все махровые).
Предпочтение отдавалось отечественным сеянцам и сортам.
Большой успех принесло ему и то, что он привлекал в качестве материнской формы свои перспективные гибридные сеянцы, которые сами по себе, может, и не производили большого впечатления даже на специалистов. Если бы селекционер оставил только одну рекомендацию — об использовании в гибридизации корнесобственных растений, да два своих лучших сорта, полученных этим методом (Красавица Москвы и Память о С. М. Кирове), то и тогда его имя было бы вписано в историю мирового сиреневодства.
Он прибегал к созданию так называемых комбинированных кустов: на сильнорослый корнесобственный подвой из культурных сиреней (чаще всего сорт Ранункул или гибридный сеянец) прививал те сорта, которые хотел переопылить. Такой куст рос в тесной посуде, например в старом ведре, и испытывал заметное угнетение, но зато семян завязывалось на нем значительно больше обычного.
Эксперименты убедили в том, что в случае опыления густомахровых сортов материнскому растению надо создавать не совсем благоприятные условия. Так, через 14-20 дней после отцветания, при помощи специальных лопат подрезалась большая часть корневой системы материнского куста, ком приподнимался на лопатах, а затем опускался на прежнее место. Даже при жаркой погоде растение не поливал две недели и только в исключительных случаях опрыскивал водой. Во время дождя землю под кустом прикрывал толем или руберои-дом. Дважды (с интервалом 12-14 дней) растение вновь приподнимал, что-бы корни не проросли в нижние слои почвы.
В другом случае высаживал материнское и отцовское растения в тесную посуду, а после двукратной обильной поливки (через 2-3 дня) помещал в тень под навес. В дальнейшем листья опрыскивал водой и изредка поливал растения, а при наступлении холодов прикапывал в грунт или прикрывал листьями, опилками. Иногда вокруг растений снимал верхний слой почвы и заменял ее сухим песком, а сверху прикрывал рубероидом.
Из-за ограниченного поступления влаги и питательных веществ развитие репродуктивных органов несколько изменялось: не все тычинки превращались в лепестки (пестики с рыльцами развивались равномерно), цветки получались более мелкими. В результате густомахровые сорта давали полноценные семена.
Сеянцы зацветают обычно на 6-7-й год. Но Колесников заметил, что гибриды, имеющие хорошо выраженный полуштамбик (вместо нескольких скелетных ветвей), зацветают раньше, причем тем быстрее, чем выше порядок ветвления однолетнего прироста. Селекционер не давал развиться почкам, расположенным у основания стебля однолетнего сеянца, тщательно удаляя их. На второй и третий год жизни сеянца прищипывал основные побеги кроны, когда они достигали 12-15 см высоты, после чего усиливалось ветвление; цветение отдельных экземпляров наступало на 4-5-м году жизни (все зацветали в 5 лет).
В некоторых учебниках ботаники (например, академика Жуковского) в качестве примера растений, образующих корневую поросль, приводилась и сирень. Однако Колесников, на основании своих наблюдений, заключил, что на корнях сирени почки не образуются, а поросль — это укоренившиеся однолетние побеги, развивающиеся из спящих почек выше корневой шейки. Жуковский затем признал, что его пример с сиренью неудачен. Учитывая наблюдения Колесникова, профессор Вехов провел анатомические исследования и также пришел к выводу, что корневой поросли сирень не дает. Зная это и применяя правильную агротехнику, можно избежать значительных затрат на удаление «порослевых бород» вокруг кустов и получить полноценные растения.
Л. А. Колесников первый предложил проводить в средней полосе Союза раннюю окулировку сирени, при которой оставляется одна треть листовой пластинки, но увеличивается размер щитка. Им разработан метод прививки угнетенными веточками (с весны — до конца второй декады июня), которые он научился долгое время сохранять. Благодаря такой прививке оригинатор мог спасать гибнущие гибридные сеянцы или маточные экземпляры коллекции.
Он рекомендовал большинство сортов с нежно-розовыми, сиренево-лиловыми и голубыми цветами выращивать в почве, близкой к нейтральной, иначе окраска таких сортов становится тусклой и даже грязной. Из-за нехватки органических удобрений подкармливал растения настоем сорняков и зеленых веток, а также фекалия с добавлением негашеной извести. В результате сирень у него закладывала не 2-3 пары цветочных почек, как обычно, а 5-6 пар на побеге, и на следующий год развивалось крупное, эффектное соцветие.
Было проведено множество опытов по срокам пересадки и найдены оптимальные — через 14-18 дней после отцветания. Даже в жару растения при пересадке можно полить всего 2-3 раза, но обильно, а затем лишь опрыскивать.
Много внимания Колесников уделял тому, чтобы облегчить труд садоводов, сделать его более производительным.
Много сортов оставил после себя Леонид Алексеевич. Все они были переданы безвозмездно государству и высажены на территории бывшего опытно-показательного селекционного питомника в Москве, где он последнее время работал директором. К сожалению и стыду нашему, его прекрасные сорта не получили у нас широкого распространения.
Тепло говорили о селекционере в своих воспоминаниях сотрудники Главного ботанического сада АН СССР И. И. Штанько, Н. Л. Михайлов и другие, хорошо знавшие его. Участники встречи единодушно потребовали от МСХ СССР, МЖКХ РСФСР, Управления лесопаркового хозяйства Москвы принятия самых энергичных мер к быстрейшему размножению и массовому выпуску сортов сирени, которые оставил в наследство всем нам Л. А. Колесников.
Выступивший в конце заседания заместитель министра сельского хозяйства СССР К. С. Назаренко подчеркнул большое общегосударственное значение сортов Колесникова для развития декоративного садоводства в стране, необходимость сохранения и популяризации их.