Сирень цветет
«Московская правда» 29 мая 1959 года №124
Сирень цветет...
Открывая окно,
увидал я сирень.
Это было весной... в улетающий день
А.Блок
…Свет солнечного дня. Ясная бирюза чистого неба. Сверкающий воздух, блестящая зелень бульваров, горящее красное пламя тюльпанов, нежно-молодая седина лиловой сирени, белый снег ландышевых букетов. Вот какая красота окружает теперь москвичей.
Настежь распахнулись окна квартир, на подоконниках красуется ненаглядная примета майской Москвы — вездесущие букеты цветов сирени…
Небо приголубило, солнце приласкало сирень, и она зацвела на декаду раньше прошлого, 1958 года. Глазу не оторваться от пышной красы звездометных лепестков. В цветах сирени помолодел старинный Александровский сад у древних стен Кремля.
В Москве два вида разной сирени. На бульварах, скверах, в парках и садах, на озелененных дворах сейчас в полном цвету кругло-сердцелистая белая и лиловая, так называемая персидская сирень.
Еще не расцвела, стоит в бутонах, другая лиловая, остролистая венгерская сирень, она обычно распускается позже и доцветает в июне. Массивный квадрат венгерской сирени в бутонах украшает сквер против Большого театра на площади Свердлова. Но в Москве есть такое всесоюзно-известное место — сказочный сад. где тысячи новых сортов разноцветной махровой сирени — скороспелки раньше зацветают, а иные цветут до осени. Со всех концов Советской России приходят письма любителей-цветоводов и селекционеров — мичуринцев но известному адресу: Москва, 1-й Песчаный пер., д. 5. Здесь знаменитый сиреневод Л. А. Колесников творит чудеса сортовой селекции, меняет природу и календарь цветов сирени. Вместо четырех у него до десятка и больше лепестков сирени всех цветов радуги.
Еще в 1951 году Колесниковым была выведена сирень «Ветка мира». Поздние сорта его сирени: «Мичурин». «Зоя Космодемьянская», розовая с белым сердечком махровая — «Утро Москвы», гелиотроповая сирень «Леонид Леонов».
«До сегодняшнего дня я думал. что сирень есть сирень; сегодня я увидел волшебный сиреневый сад. Спасибо вам». (Писатель А.Толстой, май, 1943 г.).
…Бунтуются в саду пленительные краски лиловой и белой кипени лепестков, пышно волнуется в ограде душистый сиреневый прибой нежных цветов.
Глаза туристов зовет и манит цветущая природа, ароматная мощь дыхания садов. В это светлое время душистой весны — необыкновенно привлекательны туристам подмосковные древние усадьбы-памятники замечательного искусства русских зодчих и заповедной природы. Волнует прелестная обнова весны — тенистая зелень. «Мимолетное видение» цветов роскошной сирени красит, оживляет; омолаживает дремучую старину, романтику вековых парков-усадьб – Абрамцева, Мцыри, Архангельского, Муранова.
Бросает солнце листьев тени.
Дв ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которой тонет старый дом...
А.Блок
Талантливая кисть художника Кончаловского удачно обессмертила на полотне подлинную прелесть этой природной сказки московских садов. Когда благоухают кусты сирени в цвету, мне вспоминаются давние встречи с этим замечательным художником на его дачной студии на Протве. Свежие кусты сиреневых цветов на полотне точно ожили. Что в саду, то и на картине.
Порой помалкивает безгрозное, небо, зато от зари до зари неистовствует соловьиный гром в благоуханных кустах росистой сирени. Приспела чарующая гора соловьиных восторгов и нежного дыхания сиреневых, яблоневых и вишневых садов.
Зеленый огонь шевелится в кипучем блеске пронзенной солнцем молодой листвы. То бушуй-ветер никак не уймет весеннюю прыть вольного порыва. А негде уже раздернуться потру и дремучей чаще зеленого леса. Смутьян-ветровей заигрывает шаловливо с надушенными сединами махровых локонов, распущенных по зеленым плечам сиреневых кустов. Качается, словно лиловой головкой от ветра отмахивается, в кудрявом венке цветов застенчивая красавица майских садов – сирень. Не замай, мол, дай отстоять свое время до лета.
Когда сирень померкает, а шиповник и рябина зацветают — это уже фенологическое лето.
Дм.ЗУЕВ.